четверг, 8 апреля 2010 г.


Надеюсь что я вам понравился, я хочу продолжать писать в моих блогах о моих творениях, о друзьях,о личной жизни, о своих чувствах и о многом друг. Я хочу знать ваше мнение, о моих операх. Высказывайте ваши впечатления, я буду очень рад читать их, даже если это критика, и буду прислушиваться к к ним.

Мусоргский Модест Петрович. Родился 9 марта 1839года.

Кюи Цезарь Антонович. Родился 6 января 1835года.

Александр Порфирьевич Бородин. Он родился 31 октября 1833года

Это Балакирев Милий Алексеевич. Родился 21 декабря 1836. Он композитор, пианист, дирижёр, он был главой "Могучей кучки"
Я уже рассказывал вам про творческое содружество «Могучая кучка» и как она создавалась.
Сегодня я вам покажу фотографии моих друзей: Милия Алексеевича Балакирева, Александра Порфирьевича Бородина, Цезаря Антоновича Кюи и Модеста Петровича Мусоргского.

понедельник, 5 апреля 2010 г.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В октябре 1906 года в записных книжках у меня появились первые музыкальные эскизы к опере «Золотой петушок». Тогда же я сообщил о своем замысле другу — либреттисту В. И. Бельскому. Работа велась очень интенсивно. Партитура была закончена в августе 1907 года.
«Золотой петушок» — пятнадцатая моя опера. Интерес к сказочным сюжетам сопутствовал на всем моём творческом пути. В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка Пушкина. По моему указанию либреттист смело развил ее политические мотивы, придал современную направленность и тем самым усилил сатирическое звучание произведения. Воспользовавшись пушкинским текстом, Бельский дополнил его большими сценами, рельефно обрисовал действующих лиц оперыОпера получилась по-настоящему современной
«Золотой петушок» являет собой редкий в мировой классике пример сатирической оперы. Краткое оркестровое вступление открывается задорным кличем Петушка. Призывная музыка сменяется восточной мелодией, прихотливо изысканной, исполненной любовного томления. А прозрачный звон колокольчиков уведомляет о выходе Звездочета.
В первом акте обрисовано Додоново царство. Переломный момент ознаменован появлением Звездочета. Восточный рисунок мелодии сближает его с Шемаханской царицей — фантастические образы будто связаны невидимыми нитями. Петушок наделен двумя кличами — спокойным, возвещающим о благополучии в стране Додона, и тревожным, предупреждающим о грозящей опасности. Народного склада напевы свойственны ключнице Амелфе. Сон Додона основан на плавном баюкающем повторении, «спокойного» призыва Петушка: «Ки-ри-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» Восточные мотивы вносят новый момент — царю приснилась Шемаханская царица. На развитии «тревожного» клича Петушка строится сцена смятения и страха. После ухода царевичей на войну вновь возвращается мирный напев Петушка, и в музыке сна еще рельефнее вырисовывается обольстительный облик восточной красавицы. Новый тревожный клич Петушка предваряет сцену военных сборов самого Додона. Все завершает марш.
Музыка второго акта рисует зловещую картину ущелья, где лежат убитые сыновья Додона. Изменился и облик марша — ранее ухарский, победный, он звучит теперь неуверенно, робко. При оплакивании сыновей вновь воскрешаются комически-скорбные, причитающие интонации. Напевы Шемаханской царицы предвосхищают ее появление. Ария «Ответь мне, зоркое светило» — характеристика томной восточной красавицы; ее прозрачная, светлая музыка относится к лучшим страницам оперы. Чарующий облик царицы раскрывается во второй арии: «Сброшу чопорные ткани». В ответ Додон запевает свою любовную песнь «Буду век тебя любить, постараюсь не забыть» (на мотив «Чижика»). Он голосит ее во всю мочь, что производит очень комичное впечатление. Контрастом служит ария воспоминаний царицы «Как доедешь до Востока, там и есть моя страна», мелодии которой завораживают чудесной, словно парящей красотой. Новый обличительный эпизод, по сатирическому блеску не знающий себе равных в русской оперной классике, это пляс Додона. Акт заключается славлением жениха, радостными кличами воинства.
Таинственно-настороженная музыка оркестрового вступления к третьему акту прерывается грозным кличем Петушка. В мольбе народа далее разрабатывается петушиный призыв. Широко развито в оркестре шествие царя Додона и Шемаханской царицы; оно становится центром акта; гремит разудалый марш Додона, тогда как прихотливые восточные напевы характеризуют необычную свиту царицы; под конец объединяются лейтмотивы Додона и царицы в одновременном звучании. И как в первом акте, — переломный момент наступает с появлением Звездочета. В его арии «Подари ты мне девицу, Шемаханскую царицу» снова возникает фантастический колорит. Когда же совершается убийство Звездочета, повторяется зловещая музыка оркестрового вступления. Предрекая кровавую развязку, злобно кричит Петушок: «Ки-ри-ку-ку! В темя клюну старику». После расправы над Додоном следует краткий оркестровый эпизод, живописующий разбушевавшуюся грозу. Заключительный хор народа — плач забитых людей; в его мелодии своеобразно преломлен Додонов марш.
Заключение, характеризующее Звездочета, вместе с прологом обрамляет оперу. Последний раз слышится клич Петушка, которому противостоит лейтмотив царя Додона.

Вот моя последняя опера я думаю вам понравиться!! Ребята слушайте музыку чаще, ведь она делает человека лучше!!!!!!!!
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
Как оперный сюжет древнерусская легенда о граде Китеже привлекла моё внимание в 1898 году. Тогда же возникла мысль связать ее с образом Февронии — героини распространенной в народе муромской повести о Петре и Февронии. Этот образ занял центральное место в либретто В. И. Бельского. К сочинению музыки я приступил в начале 1903 года. К концу сентября следующего года партитура оперы была закончена. Первое представление состоялось 7 февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» принадлежит к числу наиболее значительных произведений русской оперной классики. Для него характерно сочетание эпоса и лирики, героических и фантастических мотивов народной поэзии. В основу сюжета положена древнерусская легенда XIII столетия, эпохи татаро-монгольского владычества. Реальные исторические события приобрели в ней фантастическую окраску. По словам легенды, град Китеж был спасен от разорения татарами «божьим произволением»: он сделался невидимым и стал местом идеальной, по народным понятиям, земной жизни «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — опера-легенда. Замедленное развитие действия, обилие широких выразительных мелодий песенно-русского характера придают опере самобытную национальную окраску, колорит далекой седой древности.
Оркестровое вступление «Похвала пустыне» живописует картину леса с шелестом листвы и птичьим пением; здесь звучат напевные мелодии Февронии.
Музыка первого акта проникнута светлым лирическим настроением. Песня Февронии «Ах ты лес, мой лес, пустыня прекрасная» отмечена душевной чистотой, безмятежным спокойствием. Большая сцена Февронии с княжичем постепенно наполняется ликующим, восторженным чувством. Любовный дуэт, теплый и задушевный, завершает ее. Дуэт прерывается призывными сигналами охотничьих рогов и мужественной песней стрельцов. Акт заканчивается могучими горделивыми фанфарами, символизирующими образ Великого Китежа.
Второй акт — монументальная историческая фреска, написанная широкой кистью. Скорбная былина Гусляра выдержана в стиле старинного эпического сказа. За ней следует хор, напоминающий народные причитания-плачи. В развитой сцене дается многосторонняя характеристика Гришки Кутерьмы. Перезвоны бубенцов в оркестре, радостные возгласы соединяются в торжественном хоре, приветствующем Февронию.
Третий акт состоит из двух картин, которые связывает симфонический антракт. Первая картина окрашена в темные, суровые тона, подчеркивающие драматизм происходящих событий. Сумрачный, скорбный рассказ Поярка, прерываемый взволнованными возгласами хора, образует широкую сцену, насыщенную большим внутренним напряжением. Настроением тяжелого раздумья и глубокой печали проникнута ария князя Юрия «О слава, богатство суетное!». Героическая песня дружины, которую запевает Всеволод, омрачена.
Четвертый акт также состоит из двух картин, связанных вокально-симфоническим антрактом. Первая картина распадается на два больших раздела. В центре первого — Кутерьма. Музыка с огромной трагической силой передает острый душевный разлад человека, теряющего рассудок, дикие видения его галлюцинирующей фантазии. Следующий раздел посвящен показу чудесного преображения природы. Картина заканчивается светлым лирическим дуэтом.
Без перерыва следует вокально-симфонический антракт «Хождение в невидимый град»; на фоне лучезарного, величавого шествия, радостных перезвонов звучит затейливое пение райских птиц. Музыка второй картины создает неподвижную, словно застывшую в сказочном очаровании панораму чудесного града. Вокальные фразы действующих лиц, хоровые эпизоды мерно и степенно следуют друг за другом; их мажорное звучание озаряет музыку мягким и ровным сиянием. Лишь свадебная песня и сумрачные образы, возникающие в сцене письма Февронии, напоминают о минувших грозных событиях. Опера заканчивается просветленным, долго замирающим аккордом.
Опера "Пан воевода"
"ПАН ВОЕВОДА" — опера в 4 д. либретто И. Тюменева. Премьеры состоялась в Петербурге, в Большом зале консерватории, и в Москве, Большой театре 27 сентября 1905 г, под управлением С. Рахманинова. Опера посвящена памяти Ф. Шопена и является данью симпатии великого русского композитора польскому народу.
Успеха при первой постановке «Пан воевода» не имел. Более удачным был спектакль в Большом театре. Сильный и выразительный образ Марии создала Н. Ермоленко-Южина; В. Петров мастерски вылепил фигуру сурового, властного и жестокого воеводы. Опера встретила теплый прием в Варшаве (1905).

Ребята послушайте эту оперу она очень интересна!!
«Кащей Бессмертный»
В ноябре 1900 года музыкальный критик Е. М. Петровский предложил мне свое либретто оперы «Иван-королевич» («Кащей Бессмертный»). Оно заинтересовало меня, хотя многое мне не понравилось — прежде всего неясность и сбивчивость изложения, манерность поэтической речи. «В развитии и в плане мы с расходимся, друг друга не понимаем и никогда не поймем». В дальнейшем я сам составил либретто по предложенной сюжетной канве. Музыка создавалась с июня 1901 по март 1902 года.
Я воспользовался распространенным сюжетом из русского народного эпоса. Но в либретто были привнесены некоторые новые, самостоятельно разработанные драматические мотивы. Среди них главный связан с образом дочери Кащея, в слезе которой зачарована его смерть. Идейное содержание оперы получилось многозначным и предстало в аллегорической форме: пять действующих лиц сказки — это не столько конкретные личности, наделенные неповторимой индивидуальностью, сколько символические фигуры.
Премьера оперы состоялась 12 декабря 1902 года в Москве, в театре П. Г. Солодовникова. Успех был большой. Спектакль, поставленный 27 марта в помещении театра Пассаж, приобрел характер революционной манифестации. В небольшом оркестровом вступлении главная тема Кащея, мертвенно-ползучая, будто оцепеневшая, сопоставляется с выразительной, близкой народной, мелодией Царевны. Глубоко человечная песенность полностью выявляется в ее печальной жалобе «Дни без просвета, бессонные ночи». Постепенно песнь перерастает в дуэт Царевны с Кащеем; последний характеризуется бездушными интонациями, сложной гармонией. После гаданья на зеркальце вырывается на свободу Буря-богатырь — в музыке словно проносятся порывы ветра. На этом фоне возникает терцет: к голосу Богатыря присоединяются Кащей и Царевна. Зловещий склад имеет ариозо Кащея «Природы постигнута тайна, мной найден бессмертия дар». Издевкой над томящейся в плену Царевной звучат невидимые голоса Кащеевой свиты: «Вьюга белая, метель опуши сосну и ель». Изобразительная живописность этого развернутого хорового эпизода, которым заканчивается первая картина, производит сильное впечатление. Под конец в оркестре разрабатывается главная тема Кащея.
Иначе охарактеризована его дочь. Музыка второй картины — в тридесятом царстве — изысканна, исполнена волшебного очарования. Другие черты образа — Кащеевны-воительницы предстают в ее маршеобразной пляске с мечом «Даруйте чары мне свои! Зажги в груди огонь любви, мак красный». Негой полно ариозо Королевича «О случай, ночь и сад благоуханный». Пряным дурманом веет от его дуэта с Кащеевной «Затуманился ум, рдеют щеки как мак». Картина завершается вторжением Богатыря с его буйной песней. Возникает краткий финальный терцет.
В оркестровом интермеццо вновь дана разработка темы Кащея. Ее отзвуки слышны в колыбельной Царевны «Баю-баю, Кащей седой», которая звучит как приговор. Радость встречи запечатлена в певучем дуэте Царевны с Королевичем «Разлуки минул час, со мною друг желанный». Перелом в музыке наступает с приходом Кащеевны. Драматизм нарастает. Из терема слышится голос Кащея. Образуется квартет как последняя остановка в действии перед развязкой. Кульминационный момент оперы связан с поцелуем Царевны: не мечом была побеждена Кащеевна, а жалостью. Чистота и душевное благородство Царевны воспевается в кратком оркестровом эпизоде, предшествующем смерти Кащеевны. Столь же лаконично передана и гибель беснующегося в ярости Кащея «Нет смерти; жить, жить я буду». Звучат невидимые голоса хора, торжественно возглашающие: «Конец злому царству».
"Сервилия"
СЕРВИЛИЯ — опера в 5 д. Либретто моё по одноименной драме Л. Мея. Премьера состоялась в Петербурге, в Мариинском театре 1 октября 1902г. Эту оперу, написанную в 1900-1901 гг., я назвал, как и "Пана воеводу" оперным интермеццо. Действительно, «Сервилия» не принадлежит к числу удачных моих произведений. Эта самая слабая из трех драм Мея не привлекла внимания театра. Но я всё равно её люблю, в то время не смогли оценить её по достоинству, я уверен, что вам понравиться эта опера!!
"Сказки о царе Салтане".
"Сказка о царе Салтане" - последняя из относительно "безмятежных" сказочных моих опер. Наступали другие времена, и последующие произведения были уже более сатирическими, нежели народно-фантастическими. Разработка сценария началась зимой 1898—1899 года. Весной 1899 года я приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. Солнечная, полная легкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки Пушкина. Однако в условиях русской действительности конца XIX века в «Сказку о царе Салтане» был привнесен новый оттенок. Мягкий юмор, окрашивающий это произведение, приобретает в обрисовке глуповатого, незадачливого царя и его придворного окружения характер нескрываемой иронии, которая предвосхищает остро сатирическую направленность последующих сказочных опер: «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок». Музыка ее, озарена безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно. В ней воссоздана наивная простота и свежесть народного искусства. Музыка насыщена мелодическими оборотами и затейливыми ритмами народных песен и плясок. Значительную роль в опере играют симфонические эпизоды, в которых последовательно применены принципы программности. Эти эпизоды органически включены в сценическое действие, дополняют его. На протяжении всей оперы повторяется праздничный фанфарный клич; он возникает в начале каждой картины как призыв: «Слушайте! Смотрите! Представление начинается!».

пятница, 2 апреля 2010 г.

«Царская невеста»
«Царская невеста» - моя девятая опера. Сюжет Л.Мея давно занимало моё воображение. В основу драмы Мея положен исторический эпизод женитьбы царя Ивана Грозного. Опера начинается увертюрой. Это развернутая оркестровая пьеса, построенная на двух основных темах: первая говорит о предстоящих трагических событиях, вторая светлая певучая мелодия — создает образ Марфы, еще не знающей горя, не испытавшей ударов судьбы.
Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898 года и закончено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября 1899 года в московском театре.

«Царская невеста» — реалистическая лирическая драма, насыщенная острыми сценическими ситуациями. При этом отличительной ее чертой является преобладание закругленных арий, ансамблей и хоров, в основе которых лежат красивые, пластичные и проникновенно-выразительные мелодии. Господствующее значение вокального начала подчеркивается прозрачным оркестровым сопровождением.

Решительная и энергичная увертюра своими яркими контрастами предвосхищает драматизм последующих событий.
Музыка оркестрового вступления ко второму акту имитирует светлый перезвон колоколов. Безмятежно звучит начальный хор, прерываемый зловещим хором опричников. В девически нежной арии Марфы «Как теперь гляжу» и квартете господствует счастливое умиротворение. Оттенок настороженности и затаенной тревоги вносит оркестровое интермеццо перед появлением Любаши, оно основано на мелодии ее скорбной песни из первого акта. Сцена с Бомелием — напряженный дуэт-поединок. Чувством глубокой печали проникнута ария Любаши «Господь тебя осудит». Бесшабашный разгул и молодецкая удаль слышатся в лихой песне опричников «То не соколы», близкой по характеру к русским разбойничьим песням.

Торжественным, спокойным оркестровым вступлением открывается третий акт. Терцет Лыкова, Грязного и Собакина звучит неторопливо и степенно. Беспечна, беззаботна ариетта Грязного «Пускай во всем». Ариозо Сабуровой — рассказ о царских смотринах, ария Лыкова «Туча ненастная мимо промчалася», секстет с хором исполнены мирного покоя и радости. С народными свадебными песнями связана величальная «Как летал сокол по поднебесью».

Вступление к четвертому акту передает настроение обреченности. Сдержанная скорбь слышится в арии Собакина «Не думал, не гадал». Напряженным драматизмом насыщен квинтет с хором признание Грязного образует его кульминацию. Мечтательно хрупкая и поэтичная ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем?» образует трагический контраст рядом с отчаянием и исступленным драматизмом встречи Грязного и Любаши и краткого заключительного ариозо Грязного «Страдалица невинная, прости».
Всем привет, мне не терпится рассказать об опере "Вера Шелога".

БОЯРЫНЯ ВЕРА ШЕЛОГА — драматический пролог к Псковитянке, либретто драмы Л. Мея «Псковитянка».
Опера "Вера Шелога" впервые поставлена в Москве, на сцене Русской частной оперы 27 декабря 1898 г.
"Вера Шелога» — одно из самых поэтических и одухотворенных произведений. Это своеобразная монодрама, раскрывающая историю женской души, страстной и самоотверженной. Все сконцентрировано в монологе героини, поверяющей сестре историю своего «греха». В сердце Веры живут страстная любовь и ревность к царю Ивану, а также страх за судьбу ребенка и свою участь.Рассказ Веры — центральная часть оперы. Это большой, глубоко драматический, взволнованный, полный лиризма и красоты монолог. Свободно и естественно текущая мелодия гибко передает все оттенки чувств героини, тогда как аккомпанемент воссоздает обстановку, пейзаж, колорит леса, кукованье кукушки. Стиль оперы — ариозно-речитативный. Партия Веры Шелоги требует выдающегося исполнительского мастерства, и прежде всего владения искусством выразительной фразировки и естественной декламации.